Обработано судов: 33

Николай Севырин: «АМПУ обязана готовить кадровый резерв капитанов портов»

Интервью начальника службы безопасности мореплавания Николая Севырина газете «Моряк Украины»

Николай Васильевич, насколько я понимаю, в вашей компетенции вопросы безопасности мореплавания. Есть ли у вас статистика, сколько было аварий в морских портах в прошлом году?

Статистика аварийных происшествий на морском транспорте у нас есть полная. В конце каждого календарного года служба безопасности мореплавания делает подробный анализ аварийных происшествий, который представляется на расширенном совещании руководителей филиалов и капитанов морских портов и рассылается в подразделения для устранения недостатков в работе.

Хочу отметить прошлый год как достаточно спокойный. Мы имеем 5 морских инцидентов без человеческих жертв. В 2015 году, для сравнения, у нас произошло 2 морских инцидента и одна очень серьёзная авария, повлекшая за собой гибель 20 человек.

Задача службы безопасности мореплавания – уменьшение аварийных происшествий, сохранение человеческой жизни и окружающей среды.

Какова сегодня ситуация в службах капитанов портов в плане субординации?

В вопросе субординации всё действительно очень сложно.

Согласно ст.77 Кодекса торгового мореплавания, капитаны морских портов назначаются и увольняются с должности — решением Министерства инфраструктуры. Этой же статьёй определено, что капитаны портов подчиняются руководителю центрального органа исполнительной власти – Главе Государственной службе по безопасности на транспорте.

В то же время, согласно пункта 1.1. приказа Министерства инфраструктуры № 190 от 27.03.2013 и, соответственно, «Положения про капитана морского порта и службу капитана морского порта» капитан морского порта возглавляет службу капитана морского порта, которая входит в состав Администрации морских портов Украины

На практике это создаёт дополнительные трудности в координации работы капитанов морских портов, прохождение соответствующих распоряжений и документов об их выполнении.

Не могу не сказать, что имеются случаи не своевременного информирования капитанов морских портов соответствующих служб при возникновении аварийных происшествий, что, в свою очередь, затрудняет процессы локализации и ликвидации таких происшествий.

Моряки жалуются, что жизнь остановилась и они не могут получить документы, из-за того, что в ДПО капитаний закончился ламинат…. под угрозой срыва десятки смен! Что делать в этой ситуации?

Не стану скрывать, конечно проблемы бывают. Но мало кто разбирается в их сути. Если коротко, АМПУ занимается закупкой бланков дипломов, паспортов моряков и свидетельств моряков. Этот процесс сопровождается чрезвычайно сложной системой публичных закупок. А изготавливает данные документы, согласно законодательства одно государственное предприятие — «Полиграфкомбинат Украина». Естественно, это предприятие чрезвычайно загружено, да и печать в полиграфкомбинате требует длительных согласований в различных министерствах.

Для сведения моряков будет полезно знать, что две недели назад АМПУ закупило бланки соответствующих документов из расчёта потребностей дипломно-паспортных отделов на 15 месяцев. В настоящее время произведено распределение этих бланков и они пересылаются из Одесского филиала АМПУ в соответствующие ДПО.

Что касается, так называемых, термопланшетов – тут другая ситуация. Приказ Министерства финансов 246 «Об утверждении образцов бланков единого административного документа» регламентирует форму и вид данного документа. Для его закупки необходимо пройти достаточно сложную процедуру, которая подпадает под раздел «Еврозакупки». С 5 октября 2016 года этим процессом вплотную занимается Одесский филиал АМПУ. Однако, дважды сорванные централизованные торги вынудили АМПУ действовать не стандартными методами. В настоящий момент в каждом филиале АМПУ где имеется ДПО проведены отдельные торги. Лидером в этом процессе выступает порт Мариуполь. В понедельник (6 марта) будет заключен соответствующий договор с поставщиком, и мы верим, что термопланшеты незамедлительно поступят в ДПО и разблокируют их работу. За Мариуполем последуют Одесса, Измаил, Ильичевск, Николаев и Херсон.

Службой для уменьшения подобных рисков составлен и направлен на согласование в министерство соответствующий проект приказа, который должен упростить требования к термопланшетам, устранить зависимость от поставщика и существенно уменьшить стоимость термопланшета.

Что касается очередей – в прошлом году дважды изменялся график работы дипломно-паспортных отделов в портах. С 1 июня прием и выдача документов командного и рядового состава дипломно-паспортными подразделениями ведётся ежедневно и по следующему графику: прием документов — с 9.00 до 12.00, выдача документов — с 14.00 до 16.00. Также активно прорабатывается вопрос электронной очереди и подачи заявлений. Все эти меры предпринимаются для упрощения процедур с получением документов моряками.

Заработал ли уже новый режим выдачи паспортов моряка?

Да. Как вы знаете 13 января вступил в силу приказ Министерства инфраструктуры Украины № 351, которым приняты изменения в инструкцию по оформлению и выдаче паспортов моряков.
В частности, при тесном сотрудничестве с СБУ был оптимизирован процесс взаимоотношений между АМПУ и СБУ. В результате чего, из требований приказа убрано условие согласования выдачи паспорта с СБУ. Также, изменениями установлен четкий перечень документов для получения/продления удостоверений, срок их выдачи в 7 и 20 календарных дней.

АМПУ сотрудничает с волонтёрскими организациями по внедрению электронной системы выдачи документов моряков, что значительно упростит работу и сделает её прозрачнее. Однако, а первом этапе, это опять создаст некоторые сложности, поскольку вся работа будет дублироваться в электронной системе и в бумажном виде.

А почему этот вопрос сегодня стал так остро?

Прежде всего со вступлением в силу Манильских поправок в 2016 году пришлось переделать большую часть квалификационных документов моряков. Например, если в 2015 году мы для ламинирование дипломов и сертификатов израсходовали 56 тысяч термопланшетов, то за последний год их количество возросло до 112 тысяч.

Также желание граждан Украины улучшить своё материальное положение влечёт их на работу в море, где заработная плата гораздо выше чем на берегу. Количество моряков – подфлажников за последние 2 года выросло на 30-40%.

Присутствует ли коррупция в работе ДПО?

Противодействием коррупции обязаны заниматься соответствующие органы нашей страны. Однако, АМПУ не стоит в стороне от этой борьбы. К нам поступают письма граждан и телефонные звонки на телефон доверия 044-351-47-40. Все сигналы, если они не анонимные, рассматриваются службой и передаются для соответствующего реагирования в подразделения экономической безопасности в соответствующий филиал. В одночасье мы эту проблемы не одолеем, но настроение у нас решительное.

Есть ли смысл вывести вопросы дипломированная из компетенции капитанов портов?

На наш взгляд, действующая на сегодня практика выдачи квалификационных документов морякам (административная услуга) должна в соответствии с законом Украины «Про административные услуги» выполняться центральным органом исполнительной власти, коим является Государственная служба Украины по безопасности на транспорте.

Кому должен подчиняться капитан порта? Как выглядят будущие функции/полномочия капитанов портов в свете создания Морской Администрации?

С точки зрения соблюдения законодательства Украины, упорядочения подчинённости и нахождения капитана морского порта и его службы нам видится 2 пути:

$11.       С созданием Морской администрации Украины, как центрального органа исполнительной власти (Государственная служба Украины на морском и речном транспорте) капитаны портов, как сотрудники, уполномоченные проводить государственный надзор за безопасностью мореплавания, должны войти в состав Морской администрации. Этого же требует и закон Украины «О контроле и надзоре».

$12.       Выделение службы капитанов морских портов в отдельную государственную организацию. Например, «администрацию служб капитанов морских портов» с подчинением её Морской администрации Украины.

Если же процесс создания Морской администрации затягивается и откладывается на 2018 – 2020 годы по различным причинам, то считаю целесообразнее сохранить капитанов морских портов, службы капитанов портов в составе АМПУ и сосредоточить все усилия не на мнимой перестройке, а на активной подготовке отрасли к предстоящему в первом квартале 2018 года обязательному аудиту IMO.

В свете реформирования и создания Морской Администрации: какая структура будет выполнять функции службы контроля Государства порта? будет ли это отдельная структура или она будет в подчинении капитана порта?

В данном случае всё зависит от модели, которая будет выбрана в Украине. В случае создания полнокровной Морской администрации, функции контроля Государства порта будет выполнять эта организация. Что касается места капитанов морских портов в этой системе – если капитан будет входить в состав Морской администрации, то он будет иметь все те же права и основания производить такую работу. Если капитан порта будет находится в составе коммерческой организации (любой формы собственности) – то такие действия ему не свойственны, что подтверждает и соответствующий пункт Черноморского меморандума о взаимопонимании.

Отрасль взбудоражена грядущей реформой капитаний, а именно будущей аттестацией капитанов портов. Почему эта тема так актуальна?

В марте 2018 года Украине предстоит прохождение обязательного аудита Международной морской организации (IМО). Эксперты IMO неоднократно бывали в Украине и обращали внимание на отсутствие обучения и проверки соответствия капитанов морских портов Украины занимаемым должностям со стороны Морской Администрации, а именно Министерства инфраструктуры Украины. Эксперты IMO также выражали уверенность, что к моменту проведения аудита — это несоответствие будет устранено. Поэтому профильное министерство и начало соответствующую работу в этом направлении. Роль АМПУ в этомне очень велика.

Как я говорил ранее, капитаны портов входят в состав АМПУ, и мы обязаны готовить кадровый резерв сотрудникам который у нас работают. Соответственно, сформированный кадровый резерв для принятия управленческих решений передаётся в Министерство инфраструктуры- орган, который назначает и увольняет капитанов портов. В этой связи нами, по указанию министерства, организован сбор резюме капитанов судов, которые изъявили желание работать капитанами портов..

Каков средний возраст капитанов в морских портах?

Честно говоря, не маленький. Средний возраст капитана порта в Украине — около 60 лет. У нас есть капитаны, уважаемые в отрасли специалисты, высокие профессионалы, которым за 80 лет. Однако, если мы не будем думать об обновлении и привлечении молодых специалистов, уже опытных капитанов дальнего плавания, знания и опыт которых могут использоваться – мы зайдём в тупик.

Каково состояние данного рынка. Сколько в Украине действующих капитанов?

По нашим оперативным подсчётам – в Украине живет не менее 10000 капитанов дальнего плавания, знания и опыт которых может использоваться для укрепления морской отрасли и повышения уровня безопасности мореплавания в стране в целом.

Что морская отрасль получит в результате проведения аттестации?

Целью аттестации является определение квалификационного уровня руководителей и установление их профессиональных способностей выполнять поставленные задачи.

И в завершение интервью — куда обращаться и куда нести резюме?

Резюме желающих сформировать кадровый резерв капитанов морских портов принимаются в свободной форме на электронный адрес:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  и в бумажном виде по адресу: ул. Ланжероновская, 1, г. Одесса, 65026. Резюме должно содержать фамилию, имя и отчество кандидата, дату рождения, место жительства, контакты, данные об образовании, опыте работы, знание языков. Также мы просим указывать какие морские порты являются приоритетными для кандидата.  Но, естественно, не каждый может претендовать на такую серьёзную должность.

По украинскому законодательству, на должность капитана морского порта назначается лицо с полным высшим образованием соответствующего направления подготовки, которое имеет диплом капитана судна валовой вместимостью от 3000 тонн и более, или капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 5 лет, или стаж работы в должности капитана судна не менее 3 лет и 2 года на должности заместителя капитана морского порта.

Интервью подготовил Анатолий Венгрук

АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ УКРАИНЫ

© 2013 — 2017 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Мы в социальных сетях

n-ayt-n