Интервью Райвиса Вецкаганса для Европейской организации морских портов

31 мая Администрация морских портов Украины (АМПУ) официально присоединилась к Европейской организации морских портов (European Sea Ports Organization – ESPO) в качестве члена-наблюдателя. Мы подумали, что это отличный повод для интервью с руководителем АМПУ Райвисом Вецкагансом, чтобы представить украинский портовый сектор.

АМПУ отвечает за 13 украинских портов. Какова роль АМПУ в отношении этих портов? Какие основные характеристики и проблемы АМПУ?

АМПУ — украинская государственная компания, ответственная за эффективное использование и развитие акваторий и инфраструктуры морских портов на основе лучших мировых практик. Да, действительно, АМПУ отвечает сразу за 13 морских портов. Это нетипичная модель для Европы, где зачастую в каждом порту действует своя отдельная администрация. У нас же есть главный офис в Киеве и Одессе, а в портах располагаются наши филиалы. Их роль четко прописана в законе «О морских портах Украины» – это поддержание в надлежащем состоянии портовой инфраструктуры (ремонт, модернизация, строительство), обеспечение безопасности мореплавания, взимание портовых сборов, поддержание глубин в акватории. АМПУ относительно молодая компания. 13 июня 2018 года исполнилось 5 лет с начала нашей деятельности. Мы входим в ТОП-5 прибыльных государственных предприятий.

В ходе нашей ежедневной деятельности нам приходится отвечать на многие важные вопросы и вызовы: увеличение грузопотока, повышение конкурентоспособности портов, привлечение инвестиций. Украина, имея выгодное географическое положение, находится на пересечении транзитных потоков, но мы констатируем тот факт, что тенденции меняются. В разрезе грузооборота львиную долю сейчас занимает экспорт, за ним по объему – импорт и только после — транзитные грузы. Еще 5 лет назад картина выглядела иначе. И мы понимаем, что это в первую очередь обусловлено геополитической ситуацией. Наша задача – искать новые логистические маршруты, развивать их и привлекать грузы в наши порты.

Наша задача — сделать порты конкурентоспособными. А это напрямую зависит от величины портовых сборов. Многие эксперты говорят, что они высоки. Но мы идем по пути предложения более выгодных тарифов, и с 1 января 2018 года они были снижены на 20%. Действуют специальные тарифы на перевалку нефтепродуктов. Совместно с Министерством инфраструктуры мы разработали новую Методику расчета ставок портовых сборов. Еще одним нашим конкурентным преимуществом является глубоководность портов.

Одним из сложных вопросов является вопрос инвестиций. Сейчас мы отчисляем половину нашего дохода в виде налогов и дивидендов в госбюджет. В то время как портовые мощности требуют значительных инвестиций в модернизацию. Нам приходится искать альтернативные пути инвестиций, привлекать международных доноров. В Европе развитие портов финансируется за счет государственных дотаций и фондов. Мы существуем несколько в другой парадигме – создание новых объектов и модернизация гидротехнической инфраструктуры со стороны государства осуществляется из портовых сборов, и она определяет нашу повестку вопросов.

31 мая АМПУ была официально принята в качестве наблюдателя в ESPO. Почему вы присоединяетесь к ESPO в качестве члена-наблюдателя? Что вы ожидаете от статуса, члена-наблюдателем ESPO, и как вы думаете, какой можете внести вклад?

Присоединение к ESPO мы рассматриваем как важную веху в интеграции украинских портов в большую европейскую семью портов. Статус члена-наблюдателя могут получить страны, которые соседствуют с ЕС. Поскольку между Украиной и ЕС подписано соглашение об Ассоциации, действует зона единой торговли мы решили, что присоединение к ESPO – логический шаг в нашем сотрудничестве.

Среди доступных опций, которые мы видим перед собой — обмен знаниями и доступ к передовым европейским практикам развития портов, участие в работе комитетов ассоциации, продвижение украинских терминалов на международной арене, возможность перенимать стандарты европейских портов и быть активным субъектом формирования европейской политики в отношении портов. Со своей стороны мы готовы предложить самую полную информацию об инвестиционных проектах в украинских портах, консультации по возможностям государственно-частного партнерства, обмен опытом, контактами.

С 2013 года Украина реформирует свои морские порты. Каковы основные характеристики этой реформы? Как эти реформы способствуют повышению конкурентоспособности украинских портов?

Суть реформы состояла в том, чтобы разделить административную и операционную хозяйственную деятельность. В портах были созданы государственные стивидорные компании, которые отвечали за перевалку грузов и филиалы АМПУ, основной обязанностью которых является развитие государственной собственности (причалов, объектов инфраструктуры, акваторий) в портах.

Но говорить о том, что реформа завершена пока нельзя. Есть целый ряд вопросов, которые еще необходимо урегулировать. В частности, земельный вопрос, определение границ портов и другие.

Безусловно, изменения, начатые в 2013 году были необходимы, поскольку перестраивали украинскую портовую отрасль по западной модели. А главное с началом реформы появилась возможность долгосрочных частных инвестиций в портовые объекты на понятных и прозрачных условиях, в частности для международных компаний, и в том числе на условиях государственно-частного партнерства. Логичным продолжением этой реформы будет переход к управлению на условиях модели порт-лендлорд.

Конференция ESPO 2018 года была посвящена инвестированию в порт будущего. UkrainianPortsForum-2018 также был посвящен инвестициям в порт. В этом контексте нам было бы интересно, какие основные инвестиционные потребности у украинских портов? Каковы возможности для украинских портов получать финансирование для инвестиций в порт?

В рамках Форума мы акцентировали особое внимание на проектах, которые будут реализованы в портах согласно обновленной Стратегии развития портов на период до 2038 года. Отдельно презентовали восемь проектов, по которым пройдены необходимые процедуры и они уже сегодня готовы к приходу инвесторов.

В частности, количество проектов, которое планируется к реализации инвесторами в морских портах на период до 2038 года, составляет 44, их общая мощность — более 143 млн тонн и 1,4 млн TEU. Совокупная стоимость проектов составляет почти 35 млрд грн. Количество дополнительно созданных рабочих мест до 5 тыс. По динамике грузооборота на период до 2038 года мы рассматривает два сценария. По реалистичному, украинские порты имеют перспективу выйти на 184 млн тонн в год, а по оптимистичному – на 246 млн тонн. Способствовать этому будут и концессионные проекты. Уже на сегодняшний день заявлено о ближайшей реализации четырех таких проектов: ГП «Стивидорная компания «Ольвия», ГП «Херсонский морской торговый порт», железнодорожно-паромный комплекс ГП «Морской торговый порт «Черноморск», а также ГП «МТП Южный».

Европейская комиссия объявила 2018 год Годом мультимодальности. Считаете ли вы, что важно уделять особое внимание мультимодальному транспорту? Принимаются ли в Украине меры, чтобы сделать мультимодальный транспорт более привлекательным и конкурентоспособным?

В Украине разработан проект закона о «О мультимодальных перевозках». Документ разработан при участии экспертов ЕС и базируется на положениях Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Проект закона определяет правовые и организационные основы мультимодальных перевозок в Украине и направлен на создание условий для их развития и совершенствования.

Украина заинтересована в развитии мультимодальных перевозок. С 2003 года функционирует комбинированный поезд «Викинг», который соединяет Балтийский регион с Черным, Средиземным и Каспийским морями. Поезд «Викинг» — это совместный проект железных дорог Литвы, Украины и Беларуси, стивидорных компаний и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса. Его маршрут проходит через Украину, Беларусь и Литву. Одной из целей проекта является привлечение грузов для перевозок в направлении Европа-Кавказ-Азия по коридору ТРАСЕКА, а также перевозка грузов из Турции и стран Ближнего Востока в северные страны Европы и в обратном направлении.

Какова важность реки Дунай для украинских портов?

Дунай вторая по протяженности река Европы, она проходит через 10 европейских государств, в том числе Украину. Через украинский участок дельты Дуная проходят несколько важных международных транспортных коридоров: Панъевропейский международный транспортный коридор № 7, который объединяет 18 стран Европы и международный транспортный коридор ТРАСЕКА – «Европа-Кавказ-Азия». Поэтому река Дунай имеет не только узко экономическое, но и геоэкономическое и геополитическое значение.

В странах Европейского Союза уделяется значительное внимание использованию внутренних водных путей и переориентации перевозок грузов с наземных видов транспорта на водные. В Украине эта тенденция только набирает обороты, но имеет огромные перспективы для развития. Инфраструктура водного транспорта, в сравнении с ж/д, автомобильным и авиационным имеет существенные резервы увеличения пропускной способности, а модернизация водных путей значительно дешевле и имеет относительно более широкий срок окупаемости инвестиций.   В частности, уже в этом году мы наблюдаем прирост суднопроходов и перевозок грузов на 5-10% по реке Днепр. У нас есть план на этот год по проведению эксплуатационного дноуглубления на Днепре.

Кстати, стоит отметить, что в Украине есть три реки, которые являются важными с точки зрения логистики грузов в порты – Дунай, Днепр и Южный Буг. Поэтому мы комплексно рассматриваем развитие речного судоходства. Но, безусловно, Дунай является «связующим звеном» с Европой, транзитным коридором на пути грузов из Европы в Азию. Расположение в устье Дуная трех современных портов – Измаил, Рени и Усть-Дунайск, повышает привлекательность судового хода р. Дунай-Черное море не только для украинских судов, но и иностранных. Мощности, этих портов в настоящее время не дозагружены, но имеет хороший потенциал.

Каковы основные направления экологической политики АМПУ?

В АМПУ разработана и действует политика относительно охраны окружающей среды.  Она распространяется на все наши производственные процессы, ее принципам обязаны следовать сотрудники и контрагенты.

Штат нашего предприятия начитывает 11 отделов экологической безопасности, в аппарате управления и филиалах более 65 сотрудников задействованы в процессах управления защиты окружающей природной среды.

Назову некоторые принципы нашей эко-политики.

При выполнении инвестиционных проектов приоритет отдается тем из них, которые являются наиболее результативным с точки зрения обеспечения требований экологической безопасности. Под них разрабатывается оценка воздействия на окружающую среду в соответствии с европейской моделью процедуры, с дальнейшим согласованием в Министерстве экологии и природных ресурсов на предмет степени влияния на окружающую среду.

В компании внедряется система управления охраной окружающей природной среды в соответствии с требованиями международного стандарта ISO. Мы применяем новые экологически безопасные технологии, оборудования и материалы, стремимся снизить влияние на окружающую среду.

АМПУ постоянно отслеживает ситуацию в портах с целью предупреждения возможных загрязнений территорий и акваторий морских портов. Наши специалисты принимают участие в разработке нормативной документации, согласно директивам Европейского Союза и международного законодательства. Кроме того, регулярно повышаем профессиональный уровень, компетенцию и осведомленность персонала в сфере экологической безопасности.

Важной задачей является поддержание имиджа морских портов, как объектов высокой экологической безопасности, в том числе на международном уровне. Недавно Украина прошла аудит Международной морской организации (IMO). Мы не получили ни одного замечания к деятельности украинских портов, что подтверждает выполнение международных норм и практик. Была отмечена позитивная работа АМПУ и акцентировано внимание на том, что предприятие в полном объеме выполняет обязательные инструменты IMO. Результат аудита является важным для дальнейшего развития портов Украины, влияет на их инвестиционную привлекательность и увеличение грузооборота.

Премия ESPO 2018 года в области социальной интеграции будет посвящена «портам как хорошей рабочей среде для всех». Ведет ли АМПУ политику, направленную на улучшение рабочей среды для сотрудников (помимо уровня комфорта имеется ввиду еще и стимулы, тренинги и т. д.)? Какие инициативы были предприняты в этом отношении?

Сегодня портовая отрасль Украины переживает период изменений и трансформаций. Реализуются новые инвестиционные проекты, запускаются механизмы государственно-частного партнерства. Все это требует развития персонала и приведения его квалификационного уровня в соответствие с международными стандартами и требованиями. Зачастую в компаниях в периоды турбулентности развитию персонала уделяется мало внимания. Но мы понимаем, что компания – это люди, которые в ней работают.

В АМПУ есть ряд документов, которые определяют проведение обучения персонала, систему ключевых показателей для топ-менеджеров, порядок формирования кадрового резерва.

Недавно, 31 мая, в Одессе мы провели масштабное международное мероприятие — Ukrainian Ports Forum-2018. В рамках форума как параллельная сессия проходила первая портовая HR-конференция. Она собрала около 100 специалистов, что позволяет говорить о формировании профильного портового сообщества. Мы обсуждали вопросы развития персонала в эпоху реформ, делились опытом, говорили с международными экспертами и бизнесом. В ходе конференции был подписан Меморандум с Государственной службой занятости. Мы начали сотрудничество. Оно будет проходить в нескольких направлениях: подбор и подготовка специалистов, популяризация профессии и мотивация персонала работать в АМПУ.

Кроме того, АМПУ планирует разработать и внедрить на отраслевом уровне программы по подготовке и переподготовке работников отрасли на базе тренинговых центров АМПУ и Профсоюза работников морского транспорта Украины, которые будут отвечать современным международным стандартам.

Также мы будем проводить мероприятия – семинары, конференции для изучения и обсуждения соответствия законодательства Украины требованиям международных актов и современных систем обучения таких как APEC (Antwerp / Flanders Port Training Centre), OCHA (Port labour training centre) и др.

На протяжении длительного времени мы сотрудничаем с профильными учебными заведениями, в частности: Национальный университет «Одесская морская академия», Одесский национальный морской университет, Мореходный колледж технического флота Национального университета «Одесская морская академия» в рамках заключенных меморандумов. Берем на практику студентов, лучших – трудоустраиваем в АМПУ.

Еще в наших планах создание площадки для размещения информации о потребностях предприятий отрасли в квалифицированном персонале, а также информации о кандидатах для трудоустройства.

Вы родом из Латвии, но в настоящее время управляете АМПУ. Как ваш карьерный путь привел к этой позиции? Существует ли большая разница между управлением портами в Латвии и Украине?

Основной профиль моей деятельности — порты и логистика. Большую часть своей профессиональной карьеры я посвятил именно этому. В 2000-е годы работал в Вентспилсском торговом порту, холдинге VK Tranzits, Латвийском пароходстве. С 2010 по 2016 годы руководил Рижским центральным терминалом, Рижским контейнерным терминалом и Рижским угольным терминалом.

В 2015–2016 годах Россия поменяла политику управления транзитными грузами и начала уводить их из Прибалтики в свои порты. Объём перевалки упал значительно и стало не интересно этим заниматься. Я начал интересоваться работой в других странах на постсоветском пространстве. Хотелось попробовать себя в более агрессивной среде и более масштабных проектах. Поэтому когда поступило предложение возглавить АМПУ, долго не думал.

В Украине существует централизованное управление портами — одно предприятие, которое управляет 13 портами. В Европе, например, система управления портами несколько другая. Там в каждом порту существует своя администрация порта, как отдельное юридическое лицо, в состав учредителей которого входят представители государственных или местных органов власти. В таком случае дивиденды от деятельности идут и в государственный, и в местный бюджеты.

В Украине более громоздкая нормативно-правовая база и более длинный путь приходится преодолевать для реализации того или иного решения и проекта. Тогда как в европейских портах зачастую правовое регулирование осуществляется на основании отдельного закона для каждого порта.

Отличаются также принципы финансирования и инвестирования в порты. На сегодняшний день, единственным источником доходов для последующего инвестирования в развитие портов у нас являются поступления от портовых сборов и спецуслуг, а в Европе существуют различные дополнительные механизмы – дотации со стороны государства, привлечение банковского финансирования, спецфонды и т. д.

Кроме того, такая эффективная модель как специальные экономические зоны в портах в Украине не реализуется в полной мере, хотя это очень интересный и эффективный путь развития припортовых территорий, увеличения грузооборота и роста экономики страны в целом.

ESPO

2018063001

2018063002

2018063003

2018063004

ships-rus

ports-forum

Investment

banner-spectema-rus

baner

anticorruption

АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ УКРАИНЫ

© 2013 — 2018 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Мы в социальных сетях

n-ayt-n