Морские агенты: как количество превратить в качество?

От компетентности и профессионализма морских агентов напрямую зависит эффективность доставки грузов морским транспортом. При этом, в Украине наблюдается неконтролируемый рост количества агентских компаний, многие из которых обрабатывают всего одно/два судна в течение года. Какие риски это несет для бизнеса и как решают эту проблему ведущие порты? В данной статье речь пойдет об основных критериях, которые применяются к агентским компаниям, в Европе и мире.

Кодекс торгового мореплавания Украины является единственным законодательным документом, определяющим общие положения договора морского агентирования, права и обязанности морского агента, обязанности судовладельца или его представителя по отношению к агенту, порядок прекращения договора. Однако, этот документ не предусматривает специфических требований к агентским компаниям по аттестации, лицензированию и финансовым гарантиям. Это привело к тому, что на данный момент в Украине зарегистрировано не менее 350 агентских компаний. При этом, 15,6% от общего числа судозаходов обрабатывается всего 5 компаниями. Соответственно, большая часть агентских компаний в Украине имеет очень ограниченный практический опыт, что не может не сказываться на качестве их услуг.

Международный опыт может быть очень полезен для усовершенствования этого вида деятельности в Украине с учетом практических потребностей отрасли. Проведенный анализ основных критериев услуг морского агентирования в ведущих портах мира позволяет выделить несколько основных требований к агентским компаниям, позволяющих обеспечить высокий уровень качества услуг со стороны морских агентов.

Репутация и финансовая обеспеченность

Определяющим критерием успешного функционирования агентской компании на рынке является репутация и финансовая обеспеченность. Так, например, для заключения договора агентирования судов в Рижском свободном порту необходимо наличие у морского агента:

— уставного капитала не менее 7114 евро;

— наличие в штате предприятия сертифицированных судовых агентов (физических лиц);

-действующей страховки гражданско-правовой ответственности профессиональной деятельности;

— план агентирования количества судов в рамках договора;

и другие критерии, установленные портом.

Более того, компания должна обладать хорошей репутацией в своей профессиональной деятельности вплоть до рекомендательных писем партнеров по бизнесу и/или муниципальных органов. С компаниями, не осуществляющими услуги агентирования в течение последнего календарного года, имеющими налоговую задолженность или обоснованные негативные отзывы в письменном виде, Рижский свободный порт прекращает свою деятельность.

О важности репутации и финансовой состоятельности компании на рынке агентских услуг свидетельствует и опыт работы Великобритании. Так, администрация порта при работе с агентом оценивает кредитный рейтинг компании для определения финансовых рисков сотрудничества с такой агентской организацией. Кредитные рейтинги компаний (от 0 до 100, где 100 означает минимальный риск сотрудничества) предоставляются специализированными агентствами (например, Агентством кредитного рейтинга «Creditsafe UK») на основе открытой ежегодной финансовой отчетности из онлайн реестра компаний «Companies House». Таким образом, определяется максимальный контрактный и кредитный лимит, который может быть предоставлен конкретному субъекту хозяйствования, с которым сотрудничает администрация порта.

Собеседования и вступительные взносы для агентов

Для работы в портах Китая потенциальный морской агент подает предварительную заявку с соблюдением всех инструкций, после чего аппликанту назначается собеседование на знание агентской работы (работа с документами, заполнение соответствующих форм, знание иммиграционных, портовых и таможенных требований, импорта, экспорта и транзита опасных грузов, медицинская помощь и т. д.). При успешном собеседовании агент вносится во временный регистр, оплачивает соответствующие платежи. Далее следует процедура проверки предоставленных документов и своевременность оплат агентом и, при условии агентирования более чем одного каботажного судна и совершения более 18 судозаходов или более шести океанских судов и совершении более 12 судозаходов, он вносится в подтвержденный регистр. Процедура занимает 6 месяцев.

В Сингапуре процедура регистрации морских агентов такая же, как и при регистрации любого другого бизнеса в стране и происходит она в специальном органе по учету и корпоративному регулированию (ACRA- The Accounting and Corporate Regulatory Authority). Кроме осуществления процедурных шагов для получения профиля компании в ACRA, морской агент должен внести определенные депозиты (до 35 тысяч долларов США) при регистрации в таких системах, как: иммиграционная онлайн-платформа, платформа MARINET Морской и портовой службы, платформа iMos для заказа услуг лоцманов, буксировки и снабжения питьевой водой Службы сингапурского порта.

Одним из основных актов законодательства США, который регулирует деятельность морских агентов, является Закон о морских перевозках 1984 года, в соответствии с которым агент может осуществлять свои услуги после получения лицензии от Федеральной морской комиссии (Federal Maritime Commission), подтверждения платежеспособности и публикации своих тарифов. Для получения лицензии, физическое или юридическое лицо должно иметь не менее трех лет опыта работы в этой сфере на территории США (для агентов, находящихся в США), либо на территории другого государства. Однако, в последнем случае, агент обязан открыть представительство своей компании на территории США. Кроме того, в Комиссию подается заявление по установленной форме и оплачивается сбор 250 долларов США за обработку заявления в электронном виде или 1055 долларов США при непосредственном обращении. Морские агенты, базирующиеся в США, должны подать подтверждение финансовой состоятельности, как правило, в форме облигации на сумму 50 тысяч долларов США. Агенты, находящиеся в других странах — на уровне 75 тысяч долларов США.

Агентская деятельность в крупнейшем пору Европы – Роттердаме, начинается с регистрации в Торгово-промышленной палате. 80% морских агентов являются членами VRC (Vereniging van Rotterdamse Cargadoors) — отраслевой организации, подтверждающей высокий уровень качества услуг агентов Роттердама. При агентировании судна необходимо зарегистрироваться в системе администрации порта, чтобы иметь возможность размещать электронные заказы в системе фрахтования судна. Основные требования к морским агентам, а также вопросы размещения споров в Нидерландах регламентируются «Общим положением и правилами для «каргадоров» (нидерландских морских брокеров и агентов). Также, есть требование администрации порта гарантировать оплату портовых сборов за каждый судозаход в порт при агентировании груза. Сумма оплаты услуг морских агентов фиксируется в договоре, заключаемом между каргадором и принципалом и может определяться по усмотрению обеих сторон, за исключением установленных уставом компании тарифов. В стране пребывания каргадоры являются ассоциированными членами объединений морских брокеров и агентов, представляющих интересы судоходных компаний. Это позволяет морским брокерам и агентам пройти сертификацию и получить сертификат качества услуг FONASBA Qualiti Standart, а также сертификат DIN EN ISO 9001:2015 в отношении качества управления системами. Членство морских агентов в ассоциациях является гарантией надежности и качества услуг, предоставляемых морскими агентами компаниям. В стране действуют четыре основные ассоциации.

Таким образом, мировая практика показывает несовершенство работы рынка агентских услуг в Украине. Агентирование, как отдельный вид деятельности, должно приобрести четкое регулирование на законодательном уровне, а договор морского агентирования – обладать четко обозначенными критериями доступа к осуществлению данного вида деятельности. Финансовая обеспеченность потенциальных агентских компаний позволит рынку агентских услуг стать более конкурентоспособным, обеспечить выполнение гарантийных обязательств между участниками бизнес процессов в Украине, а также будет способствовать выходу на мировой рынок по оказанию услуг агентирования.

2018090401

ships-rus

ports-forum

Investment

banner-spectema-rus

baner

anticorruption

gmd18 250x85 RU

summit-2018

АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ УКРАИНЫ

© 2013 — 2018 | PRIVACY POLICY. POWERED BY ASA&NNV

Мы в социальных сетях

n-ayt-n